Аналитическая записка

В законе «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, этоотмечается в законе «Об образовании в Российской Федерации».
Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определены такие ценностные основы, как социально-нормативные и психологические характеристики детей определенных возрастных групп: инициативность и самостоятельность, уверенность в себе, развитое воображение, творческие способности в рисовании, развитая крупная и мелкаямоторика руки, способность к волевым усилиям, любознательность.
В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с раннего возраста. Немаловажную роль в успешности психологического и физиологического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Мелкая моторика - это дифференцированные и сложно скоординированные движения кистей и пальцев рук при выполнении действий. Способность ребенка правильно распределять мышечные усилия при работе кистей рук, большого пальца по отношению к остальным - важное условие для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности (прежде всего письма). Поэтому развитию мелкой моторики уделяется особое внимание во время подготовки к школе.
Целью моей педагогической деятельности является определение методов и способов, способствующих развитию мелкой моторики детей раннего возраста и применение их в практической деятельности.
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:
  1. провести исследования с целью диагностики уровня мелкой моторики у детей раннего возраста;
  2. провести работу с детьми с низким и средним уровнем развития моторики;
  3. провести повторную диагностику развития мелкой моторики;
  4. проанализировать динамику;
  5. определить способы оценки результативности совместной работы воспитателей и родителей, направленной на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.
  6. консультативная и информационная поддержка педагогов и родителей в процессе развития мелкой моторики.
Свою работу по развитию мелкой моторики проводила с детьми раннего возраста. В группу приходят дети «домашние», у них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, то есть действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
В начале своей работы и после проведения развивающих занятий, была проведена диагностика уровня развития мелкой моторики. Диагностику проводила по следующим критериям:
  1. упражнение «Фонарики»,
  2. сжимание и разжимание кулачков,
  3. потирание кулачков,
  4. сминание бумаги в кулаке.
Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: точное воспроизведение движения.
Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.
Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.
Проведенная диагностика развития мелкой моторики в начале года показала, что 67% вновь пришедших детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 33% - средний (Рисунок 1).

Предполагаемый результат:
  1. Усовершенствована предметно – развивающая среда;
  2. Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.

Рисунок 1
Сравнение уровня развития мелкой моторики.


Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме необходимо использование следующих принципов.
Принципы доступности и индивидуальности.
Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаю своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.
Принципы последовательности и систематичности.
К.Д. Ушинский писал: «Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями...». Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность. Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.
Принцип связи с жизненным опытом.
От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и так далее. Во время одевания и раздевания закрепляем умения застегивать и расстегивать пуговицы, развязывать шнурки.
Принцип наглядности.
Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.
Весь наглядный материал и дидактические пособия, находящиеся в нашей группе, имеют привлекательный внешний вид: картинки яркие, красочные; игрушки целые, не сломанные, приведены в аккуратный вид; яркие и разнообразно окрашенные кубики и кирпичики. Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений.
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у малышей. Во время проведения дидактических игр и с игрушками использую следующие методы:
Словесный метод.
Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
Наглядно-действенный метод обучения.
В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
Практический метод.
Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по меренеобходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
Игровой метод.
Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.
Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.
Для успешного решения этих задач подобрала и изучила методическую литературу по этой теме: И.А. Ермакова «Развиваем мелкую моторику у малышей»; Громова О.Н., Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей»; а также ежемесячный журнал «Дошкольное воспитание».
На основе данной литературы разработала:
  • перспективный план по развитию мелкой моторики;
  • картотеку по играм с песком;
  • систематизировала игры;
  • дополнила развивающую предметно-пространственную среду нестандартным дидактическим материалом;
  • оформила картотеку пальчиковых игр с картинками.
Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
В группе создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно с помощью родителей.
Сенсорный дидактический стол является частью центра развивающих игр. Стол оборудован горкой для прокатывания шариков, пирамидками, разноцветными счетами, скользящей дорожкой. Работа за дидактическим столом осуществляется с небольшой группой детей и индивидуально. Побуждая малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдаю за их действиями, при необходимости оказываю помощь. Проведение игр – занятий способствует развитию мелкой моторики рук, совершенствуют координацию движений, формируют сенсомоторные способности детей.
Определенную ценность представляет центр «Песка и воды». Песочная терапия, игры на определение свойств песка, свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально - негативных реакций, создают атмосферу жизнедеятельности и чувства безопасности.Малышам нравятся такие игры как: «Сыпем, лепим», «Отпечатки наших рук», «Норки для ежат», «Лисичка в гостях у ребят»,«День рожденьякуклы Маши».
В группе имеется большое количество игрушек развивающего характера: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы; дидактические игры и пособия, необходимые для развития мелкой моторики, большинство из которых сделаны самостоятельно и с помощью родителей.
Наряду с играми, продаваемыми в магазине, я хочу ознакомить вас с пособиями, которые изготовили сами.
Шнуровки. Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.
Так как в нашем детском саду образовательный процесс носит тематический характер, то мы изготовили на каждую тему шнуровки: - например, дары осени (яблоко)
- золотая осень (лист)
  • Конечно, все дети любят сказки. И мы тут тоже применили данную технологию. Шнуровки в данном случае не только помогают развить мелкую моторику, но и улучшить речь, так как дети стараются говорить фразы за героев. Сказка «Репка»
  • Традиционные раскраски достаточно затратные, поэтому мы решили перейти на более бюджетный вариант – заламинировали раскраски. Дети могут отрабатывать разнообразные виды штриховок и не расстраиваится если что-то не получилось, так как исправить просто – достаточно стереть влажной салфеткой и начать заново или передать слудующему ребенку из группы.
  • Также мы используем трассеры. Они также разработаны по тематикам. Сначала дети по простым линиям проводят пальчиком, затем линии усложняются. Следующий этап – проведение пальчиком по фактурным линиям, они могут быть выполнены из разного фактурного материала (гофрированная бумага, шнурок, бархатная бумага, стразы). Далее – рисование по картинкам трассерам фломастером. Для того чтобы дети правильно держали фломастер – зажимаем мизинчиком и безымянным пальчиком салфетку, на средний опирается фломастер, а большим и указательным держим.
  • Резиночки. Очень интересная форма работы с резиночками для волос. Сначала просто надеваем их на пальцы, таким образом, тренируется мелкая моторика, ребенок учится различать цвета и соотносить образец с результатом работы. Для детей старшего возраста предлагаем карточки с образцами.
  • Тренажеры для пальцев. Это своего рода гимнастика для пальцев. Дети пальчиками прогуливаются по фактурным линиям.
  • И конечно же мы сталкиваемся с проблемой, что дети в этом возрасте плохо держат ложки. Задача ребенка переложить ложкой шарики определенного цвета из большой емкости в маленькую. Таким образом, мы еще и закрепляем цвета. А для уверенности, что ребенок правильно держит ложку, можно использовать технологию «мятой салфетки».
Работу с детьми проводила по следующим направлениям:
  • пальчиковые игры;
  • игры с предметами;
  • дидактические игры.
Игре придаю большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости.
Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и так далее.
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.
«Пирамидки» - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса.
«Мозаика», «Конструктор», - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.
Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам мамы» - помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки - крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким отверстием и леска.
Игры с прищепками - развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.
Детей привлекает красочность игрушек, играя с ними, они приобретают умения различать форму, величину, цвет, овладевают разнообразными новыми движениями. Особенно интересно детям раскручивать и закручивать предметы, разбирать их на части и собирать снова. Моя задача – поддержать это стремление, организовать общение ребенка со сверстниками и взрослыми в процессе предметной деятельности.
Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, конструирование.
Работа с родителями
Работа с родителями - одно из важнейших направлений в нашей работе, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки ребенка к письму. Основная задача на начальном этапе работы с родителями - формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.
Ориентация на индивидуальность ребёнка требует нового стиля преемственности и взаимосвязи между детским садом и семьей, предлагающего активное участие родителей в педагогическом процессе.
Близкие взрослые являются для детей большим авторитетом. Опыт показывает, что если родители не являются активными участниками образовательного процесса, нельзя рассчитывать на то, что усилия, которые предпринимает педагог, будут эффективны. Родители воспитанников мои первые помощники в организации и создании предметной среды, развития у детей любознательности и познавательных интересов. Однако добиваться эффективных результатов в воспитании у малышей этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. В начале года провела анкетирование родителей, чтобы выявить степень осведомленности о том, как развивать мелкую моторику у дошкольников и где брать необходимый материал. В анкетировании приняли участие 15 родителей. Родителям предлагалось ответить на 6 вопросов. Результаты анкетирования занесены в Таблицу 1.


Таблица 1
Результаты анкетирования родителей
Содержание вопроса
Варианты ответов
да
нет
Затрудняюсь ответить/очень редко
1
Знаете ли Вы, что значит развивать мелкую моторику рук детей?
7 (47%)
5 (33%)
3 (20%)
2
Знаете ли Вы гимнастику для пальчиков, используемую в детском саду?
2 (13%)
12 (80%)
1 (7%)
3
Имеется ли у ребенка возможность играть с мелкими предметами, такими как пуговицы, бусины, пробки?
7 (47%)
8 (53%)
0 (0%)
4
Доступно ли ребенку в самостоятельной деятельности манипулирование с пустыми пластмассовыми флаконами, пузырьками?
12 (80%)
3 (20%)
0 (0%)
5
Разрешаете ли Вы ребенку играть в «игры на кухне» (перебирание и пересыпание круп, «возня» с тестом и тому подобное)
4 (27%)
11 (73%)
0 (0%)
6
Готовы Вы поучаствовать в конкурсе самодельных игр для развития мелкой моторики рук ваших детей?
12 (80%)
2 (13%)
1 (7%)


Анализируя результаты анкетирования, прослеживается, что уровень осведомленности о том, что такое мелкая моторика и как ее развивать – низкий. Но степень готовности родителей к сотрудничеству – высокая.
На родительском собрании, посвященному данному вопросу «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», ознакомила с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей раннего возраста, предложила осуществлять работу в трех направлениях:
  • специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;
  • обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
  • формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.
Кроме того, с родителями была проведена консультация на тему: «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей раннего возраста».
В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме. Например :«Игры с прищепками», игры «Пока мама на кухне», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка».
Цель: довести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными. Не забывать хвалить ребенка.
В центр «Песка и воды» приобрели наборы для игр, участвовали в оформлении предметно – развивающей среды группы, а именно в изготовлении дидактического материала и пособий.
Работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе, как требует Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада помогли добиваться поставленной цели. Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
При сравнении результатов заметны существенные сдвиги. Количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики увеличилось, а количество детей с низким уровнем - уменьшилось.
В 2012 году вместе с воспитанниками принимали участие в первом этапе городского конкурса – праздника «Путешествие в страну Экологию» с театральной постановкой «Как дед равновесие нарушил» (диплом участника); в 2014 году с постановкой «Приключение в Лентяево» воспитанники стали лауреатами городского конкурса – праздника «Путешествие в страну Спортландию». Методическую разработку родительского собрания по экологическому воспитанию: «Растим юннатов дома» в 2013 году представляла на районном конкурсе методических разработок (диплом участника).
Опыт работы по теме «Формирование навыков коммуникативной культуры дошкольников» размещен на сайте МБУ ИМЦ Орджоникидзевского района в сборнике районных педагогических чтений в 2011 году. В 2015 году статья «Социальные сети как инструмент реализации Профессионального стандарта» размещена в сборнике XXI городских открытых Педагогических чтений «Современное образование: новые требования, новые возможности».
Награждена грамотами: МБДОУ – детский сад № 2 (2013 г.); Почётной грамотой Администрации Орджоникидзевского района (2014 г.). Отмечена Благодарственным письмом главы Администрации Орджоникидзевского района (2014 г.); имею благодарственные письма от родителей воспитанников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий